В ревизском сказе (перепись населения) Сажинской волости за 1858 год есть и деревня Новый Бугалыш, и мечеть.
История мечети очень тесно связана с историей самой деревни. Бытует не подкрепленное историческими документами мнение, что деревню Новый Бугалыш основали два брата — Уразмет и Уразбай, татары — типтяре, выходцы из деревни Средний Бугалыш. Но есть и другое мнение, подкрепленное записями на полях древней книги, которая передавалась из поколения в поколение в семьях местного духовенства. Согласно хранящимся в деревне шежере, основная часть деревенских жителей ведут свое происхождение от татар-мишарей, переселившихся в эти края из Татарстана (Сабинский район). Первого переселенца звали Баба карт (старик Баба). Он со своими несколькими родственниками основал поселение в 1,0 км ниже по течению реки от села Средний Бугалыш. Данная местность в дальнейшем получила название «Баба карт асты», т.е. место, где была усадьба Баба карт.
Организованное переселение мишарей в Приуралье зафиксировано уже в документах второй половины 16 века. С 1580-х годов переселялись мишари из Темникова, Кадома, Шацка, Сабы, Нижнего Новгорода и Пензы. Есть основание полагать, что Баба карт был выходцем из местности Саба в Татарстане. Родив сына на Урале он его назвал в честь своей малой родины –Саба.
Они вначале арендовали земли у башкир, но поскольку во время частых восстаний в XVIII столетии остались верными правительству, их освободили от арендной платы башкирам-сызгинцам из Усть-Бугалыша. Позднее правительство передало им арендованную землю в собственность, некоторую часть земли они выкупили у башкир-сызгинцев из Усть-Бугалыша.
К 2016 году после Баба карт сменилось 10 поколений его потомков (Баба — Саба — Хасан — Гадельша — Абуталып — Мухаметхафиз — Мухаметшакир — Гафур — Габдульян — Филаред — Илья — Артем). С расчета в среднем по 25 лет на каждое выше представленное поколение мы имеем ориентировочный возраст пребывания потомков Баба карт в деревне Новый Бугалыш не менее 300 лет.
Эти расчеты, основанные на летоисчислении выше упомянутого шежере, позволяют предположить, что деревня Новый Бугалыш была основана где то в самом начале 18 века. Дата рождения Гадельши, правнука Баба карт, документально подтверждено как 1759 год (IX ревизийский сказ 1833 года).Следовательно, его прадед Баба карт мог родиться во второй половине 17 века (ориентировочно70- 80-е года 17 века). Он уже в возрасте 20-30 лет, вполне реально мог переселиться из Сабинского района Татарстана на Средний Урал и основать деревню Новый Бугалыш. Его сын Саба уже мог родится на Урале.
Потомки этих мишар ныне составляют основную массу населения Нового Бугалыша и известны как «Гадельша населе». Гадельша является правнуком Баба карт и оставил большое разветвленное поколение. Ориентировочный подсчет возрастов, известных по шежере поколений, дает основание отнести дату возникновения поселения в районе Нового Бугалыша к историческим датам конца 17 века, что вполне согласуется с известными в истории фактами миграции мишар на Приуралье.
Сколько сменилось зданий у мечети в деревне — неизвестно. Документально известно т, что к концу 19 века в деревне было два здания мечети, старое на западном конце деревни и новое в центре. Деревенский приход хотя и был небольшим, но был богатым, и могли себе позволить строительство приличного нового здания для мечети.
Точная дата постройки здания мечети неизвестна, но впервые она упоминается в Списке населенных мест Пермской губернии за 1869 год.
Краевед Муллануров в своей книге «История Бугалыша» пишет, что новое здание мечети было построено Зиянетдин муллой из рода Уразметовых. Ориентировочной датой постройки мечети следует считать 50-60 года 19 века. Отсюда возникает справедливый вопрос – мог ли Акмалетдинов Зиянетдин 1849 года рождения руководить строительством мечети в возрасте 10-15 лет? Скорее всего, это ошибочная легенда услышанная Муллануровым от стариков.
По данным 9-10 ревизийских сказов, Акмалетдинов Зиянетдин (1849 года рождения) среди людей проживающих в деревне Новый Бугалыш не числится. Не удалось установить его родство с Уразметовыми из Нового Бугалыша. Судя по другим архивным данным он был родом из другого населенного пункта — уроженец Ювинской волости 4 стана 1 земского участка. После окончания медресе он в возрасте 21 лет был утвержден имам-замигом, хатыпом и мугаллимом решением Пермского губернского правления №2349 от 24.07.1870 г. Следовательно, в Новом Бугалыше Зиянетдин мулла появился только после ввода в эксплуатацию здания мечети. Также необходимо отметить то, что для строительства мечети деревенская община письменно обращалась губернатору за разрешением и только после соответствующего указа начинали само строительство. Принятие решения и само строительство мечети естественно занимало несколько лет. Достоверно известно то, что в 1869 году мечеть уже работал. Высока вероятность наличие в архиве города Перми соответствующего губернаторского указа на котором должны быть указаны не только сроки строительства но и источники финансирования.
В книге«Башкирские деревни Свердловской области» со ссылкой на ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15158., Асфандияров А.З пишет, что по ревизии 1834 г., мусульмане этого региона имели мечети в следующих деревнях Шокурово, Уфа-Шигири, Арти-Шигири, Бит(ш)ково, Биткино, Рахмангулово, Бахметево, Гайны, Азигулово, Еманзелга, Озерки, Сызги. Наличие мечети в деревне Новый Бугалыш не упоминается. Следовательно мечеть был построен между 1834- 1869 годами. Скажем, ориентировочно, в середине 19 века.
На данный момент, к 2016 году, возраст здания мечети следует определять как не менее 170 лет! Это здание должно быть занесено в список памятников истории Свердловской области.
Данная мечеть представляет собой прямоугольное в плане деревянное здание 20 х 6 м синего цвета с двускатной крышей и одноярусным минаретом, расположенным над михрабной нишей, обозначенной побеленным кирпичным пристроем. Вход в мечеть располагается с северо-восточной стороны. Внутри мечеть делится на прихожую, средний и основной молельный залы с печью русского типа. Внутренняя площадь мечети составляет около 150 кв.м и рассчитана на 300 чел. Эта мечеть была самой большой в Красноуфимском уезде.
По историческим документам известны следующие служители мечети д. Новый Бугалыш:
Фаизов Мухаметзакир (1841 — ?) — утвержден муэдзином, и.о. имама решением Пермского губернского правления 04.07.1883 г. №6028.
Акмалетдинов Зиянетдин (1849-?) — уроженец Ювинской волости 4 стана 1 земского участка. Утвержден имам-замигом, хатыпом и мугаллимом с 24.07.1870 г. решением Пермского губернского правления №2349.
Акмалетдинов Сингатулла (1852 — ?) — уроженец Ювинской волости 4 стана 1 земского участка. Утвержден имам-замигом, хатыпом и мугаллимом 22.07.1885 г. решением Пермского губернского правления №3328.
Галяутдинов Габдул-Кавый (1887 -1937) — утвержден имамом и мугаллимом приказом Пермского губернского правления от 22.08.1906 г. №3585. Раскулачен по ст.15 пункт «м» (мулла) в 1921 году (Красноуфимский архив, ф.247, оп.1, дело 4). Расстрелян 13 сентября 1937 года.
Сафин Габдрахман (1886- ?) – уроженец д. Новый Бугалыш. Один из трех сыновей Сафиуллы Файзуллина. В начале ХХ века семья Файзуллы Сайфуллина, деда Сафина Габдрахмана, переехал из Среднего Бугалыша в Новый Бугалыш . В 1916 году Габдрахман там закончил медресе и сдав соответствующие экзамены в Уфе получил от ЦДУМ звание муллы. В возрасте 34 лет, с 1920 года он назначается муллой мечети деревни Новый Бугалыш. Помогали ему в совершении религиозных обрядов братья Гаптельвахит и Гаптельахат, также имевшие духовное образование.
Как видно из выше перечисленного, духовные лица Нового Бугалыша в дореволюционный период на свои посты утверждались Указом Пермского губернатора. Перед этим назначением все, кто желал стать мусульманским духовным лицом, должны были ехать в Уфу и сдавать экзамены на соответствие искомому духовному сану. Такое положение в назначении духовных санов ведется с 1789 года, со времени появления Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (ОМДС).
С момента полного установления Советской власти, большевики повели борьбу с духовенством. Наибольшее давление со стороны властей духовенство испытало в 30-е года прошлого столетия, с начала коллективизации деревни.
Первым в Новом Бугалыше пострадал Галяутдинов Габдул-Кавый, 1987 года рождения, имам и мугаллим деревни Новый Бугалыш. Он был репрессирован по ст.15 пункт «м» (мулла) в 1921 году, а позднее за антиколхозную деятельность и за участие в белом движении был осужден и расстрелян 13 сентября в 1937 году. («Протокола заседания судебного президиума Манчажского Райисполкома от 05 апреля 1933 года по рассмотрению и утверждению материалов на кулаков с/с и к/р элементов подлежащих выселению Дело 397». Красноуфимский архив, ф.247, оп.1, дело 4).
Повторной репрессии подвергся и Хасанов Нурулла, 1866 года рождения, уроженец Бардымского района Пермской области сосланный в Новый Бугалыш за религиозную деятельность на родине. Был раскулачен в 1930 году и лишен избирательных прав по ст.15 пункт «м», как мулла. Повторно репрессирован в 1933 году. Был донос, что вел агитацию против колхозов. Считался социально опасным(«Протокола заседания судебного президиума Манчажского Райисполкома от 05 апреля 1933 года по рассмотрению и утверждению материалов на кулаков с/с и к/р элементов подлежащих выселению Дело 395.». Красноуфимский архив, ф.247, оп.1, дело 4).
Не избежал репрессий и мулла Сафин Габдрахман, который с самого начала образования колхоза старался находиться подальше от него и не лез в политику. В итоге по доносу за антисоветскую и религиозную деятельность был на несколько лет выселен из деревни и находился на поселении. До революции он имел посев зерновых 5,0 га, 2-х лошадей, 2-х коров, 7 голов овец. Активно помогал белогвардейцам во время Гражданской войны. Вел агитацию против хлебозаготовок и коллективизации. Президиум Манчажского райисполкома постановил: Сафина Габдрахмана – 49 лет, жену Умухаят – 45 лет, сына -17 лет, дочь -12 лет, дочь Гульямал -7 лет, дочь Шафига – 3 лет, выселить за пределы района. Когда семья вернулась обратно в Новый Бугалыш — неизвестно («Протокола заседания судебного президиума Манчажского Райисполкома от 05 апреля 1933 года по рассмотрению и утверждению материалов на кулаков с/с и к/р элементов подлежащих выселению Дело 346». Красноуфимский архив, ф.247, оп.1, дело 4).
По данным колхозной земельной шнуровой книги за 1950 год он имел усадьбу размером 33 соток, из них дом с постройками занимал 6 соток . Содержал корову, были овцы, домашняя птица и козы, выращивал в своем огороде картофель и другие овощи. Это была самая рядовая крестьянская усадьба тех лет в Новом Бугалыше и особо ничем не выделялся.
В военное и послевоенное время в политике Советского государства по отношении к религии наметились изменения. Отношения между государством и религиозными организациями перестали носить характер непримиримого конфликта, ожесточенного противостояния, преследований духовенства. Еще ходе ВОВ в 1944 году при Совете министров СССР был создан Совет по делам религиозных культов. При помощи Совета и действовавших на местах (при исполкомах местных Советов) его уполномоченных осуществлялась связь правительства СССР с религиозными организациями и контроль над их деятельностью со стороны государства.
Аппарат уполномоченного совершал работу по углубленному изучению религиозной обстановки, форм и методов религиозного влияния на население, осуществлял контроль над соблюдением законодательства о культах, учет выявленных на территории области религиозных объединений. Свою работу аппарат уполномоченного строил в тесном взаимодействии с облисполкомом, районными и городскими исполкомами на местах. В адрес областных и городских партийных и советских организаций направлялись рекомендации по нормализации религиозной обстановки, упорядочению взаимоотношений со священнослужителями и верующими. Уполномоченные также занимались регистрацией священнослужителей (М. А. Федорова. О верующих Свердловской области: отчет уполномоченного в совет по делам религиозных культов при правительстве СССР (1954).Оп.: Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. 438 с. Интернет источник — http://hist.usu.ru/dais/volumes.htm).
Решением бюро Свердловского обкома ВКП(б) от 19 января 1945 года первым уполномоченным Совета при Совете министров СССР по делам религиозных культов. был утвержден Березин Ф. А. Его в марте 1954 года на этм посту сменил Владимир Иванович Рупасов
Отношения Сафина в 50-х годах с колхозом складывались довольно непросто. Уполномоченному по делам религии по Свердловской области Рупасову докладывали следующее: будучи колхозником (плотником), Сафин мало вырабатывал трудодней, без разрешения правления колхоза заготовил на колхозной земле 2 воза сена, которые благополучно были изъяты; уклонялся от уплаты подоходного налога и самообложения, часто ездил в Свердловск, Ревду, Первоуральск для продажи продуктов со своего личного хозяйства, при этом попутно совершал религиозные обряды.
Рупасов считал, что подобная личность чуть ли не полезна, ибо способна дискредитировать в глазах односельчан Ислам. Правда потом выясняется, что председатель Бугалышского сельсовета допускал грубости по отношению к мулле и предъявил ему требование об уплате самообложения в размерах больших, чем допускалось законом. Это заставляло муллу искать дополнительные деньги для расчета по самообложению.
13 апреля 1954 года Сафин встречается с Рупасовым, прося его помочь в строительстве ограды вокруг мечети: «…мулла Новобугалышской мечети ставил передо мной вопросы о воздействии на Сажинский райисполком в части строительства ограды на мусульманском кладбище и о пресечении деятельности незарегистрированного (бродячего) муллы, проживающего в д. Татарская Еманзельга. По обоим вопросам я обратился в исполком Сажинского райсовета, о принятых мерах ответа еще не имею». Позднее ограда была построена на средства, собранные верующими (М. А. Федорова. О верующих Свердловской области: отчет уполномоченного в совет по делам религиозных культов при правительстве СССР (1954).Оп.: Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. 438 с. Интернет источник — http://hist.usu.ru/dais/volumes.htm).
В. Рапусов в декабре 1954 г. лично выехал на место, чтобы разобраться в ситуации, и выяснил, что в каждой из указанных Сафиным деревень действуют незарегистрированные общины, которыми руководят неофициальные муллы — в д. Средний Бугалыш — Маннаф Сиражев, в д. Усть-Бугалыш — Нажар Хабибуллин, в д. Татарская Еманзельга – Габдулхар Мухаматулин и Зиатдин Низаметдинов. Собрав о них сведения, он передал эту информацию в Облфинотдел «для установления у этих служителей культа доходов от исполнения религиозных обрядов и обложения их подоходным налогом (Старостин С.Н. . Ислам в Свердловской области. — М.: Логос, 2007 — 140 с.,ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 53. Д.111. Л.59).
В послевоенное время в 1947 году 21 января было официально зарегистрировано единственное в Свердловской области мусульманское общество в деревне Новый Бугалыш. В деревне сохранилась с середины 19 века мечеть на 300 человек площадью около 150 кв.м. Мечеть обслуживала деревни Новый Бугалыш, Средний Бугалыш, Усть-Бугалыш, Татарская Еманзельга.
Посещаемость мечети д. Новый Бугалыш в 1948-1960 годах.
Года |
Ураза-Байрам | Курбан-Байрам | Жумга-намаз | Имя наречение | Никах- венчание | Религиозные обряды |
Джаназа- похороны |
1948 |
120 | 130 | 18 | 3 | 1 | н.д. | 3 |
1949 |
120 | 130 | 11 | 5 | 4 | н.д. |
8 |
1950 | 125 | 140 | 24 | 6 | 3 | н.д. |
11 |
1951 |
150 | 165 | 20 | 6 | 3 | н.д. |
14 |
1952 |
150 | 160 | 20 | 5 | 3 | н.д. |
12 |
1953 |
215 | 190 | 25/30 | 6 | 4 | н.д. |
9 |
1954 |
185 | 140 | 25/30 | 8 | 6 | н.д. | 10 |
1955 |
н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. | н.д. |
1956 |
130 | 140 | 30 | н.д. | н.д. | н.д. |
н.д. |
1957 |
130 | 200 | 40 | н.д. | н.д. | н.д. |
н.д. |
1958 |
130 | 150 | 40 | 5 | 5 | 6 |
н.д. |
1959 | 130 | 140 | 40 | 4 | 7 | 5 |
н.д. |
1960 |
50 | 60 | 20/25 | 4 | 3 | 5 |
н.д. |
В 1962 году решением Бугалышского сельского Совета мечеть была закрыта, минарет срезан, а помещение передано под клуб.Данные таблицы говорят о стабильном увеличении числа прихожан, посещающих мечеть на «жумга-намаз», наибольшее количество – 40 чел. фиксируется в 1957-59 гг. В период с 1948 по 1954 гг. возросло и количество людей, обратившихся к мулле для совершения ритуалов жизненного цикла, в частности, имянаречения и никаха. В то же время фиксируются достаточно высокие показатели посещения главных мусульманских праздников, особенно много верующих посещали Курбан и Ураза-Байрам в 1953 г. — 215 и 190 соответственно. Вообще, в середине 1950-х гг. в мечеть по различным поводам приходило больше всего людей, т.е. примерно у 10% населения деревни сохранилась четкая идентификация себя с приверженностью исламу. По поводу состава мусульманской общины Уполномоченный СРК писал: «Верующие все мужчины, престарелого возраста: 2 работающих, остальные пенсионеры и иждивенцы». А вот в 1960-м г. по какой-то причине показатели посещаемости мечети резко упали – молитвы во время главных праздников ислама посетили почти в три раза меньше верующих, на треть сократилось количество людей, посещающих пятничный намаз. Соответственно уменьшился и доход мечети – с 5 тыс.руб в предыдущие годы до 1500 руб в 1959 г. и 1861 руб. в 1960 г (Старостин С.Н. . Ислам в Свердловской области. — М.: Логос, 2007 — 140 с).
Мечеть в Новом Бугалыше было как бельмо в глазу для местных партийных функционеров. Каждый приезжающий высокий начальник из района или даже из области считал своим долгом указать на недопустимость наличия мечети в социалистической деревне. Тем более что мечеть была большая (150 кв.м ) по сравнению с местным клубом, который помещался в меньшем по размеру ветхом здании.
Каждое новое атеистическое руководство, появляющееся с завидной регулярностью, особенно в конце 50-х и в начале 60-х годов ставило вопрос существования данного культового сооружения на повестку дня не только на заседаниях парткомов, но и данный вопрос активно обсуждался в текущих и отчетных сессиях Бугалышского сельского совета. Директором совхоза «Бугалышский», куда входила деревня Новый Бугалыш как отделение №3, всегда назначался только из русских или других немусульманских национальностей, равно как и секретарем партийного комитета. При этом соотношение мусульманского и христианского населения в совхозе было явно не в пользу последнего. К тому же и среди односельчан всегда находились личности с сомнительной биографией, которые делали себе политический и карьерный капитал на волне атеистической пропаганде. Как в такой обстановке просуществовала мечеть, одному Богу известно.
Весной 1962 года атеистическая пропаганда достигла своей апогеи – было сверху спущено указание о ликвидации мечети в кратчайшие сроки.
31 марта 1962 году на закрытом партсобрании было доведено до партактива указание о срочности ликвидации мечети. Ответственным за эту операцию был назначен Судаков М.П. Подготовить население к данному событию должен был коммунист Зиатдинов С. В самом протоколе №1 заседания парткома от 31 марта 1962 года данные партийные антирелигиозные (по существу антинародные) дела в силу секретности отражены не были. В протоколе этот вопрос был оговорен как «разное».
Коммунисты Судаков и Зиатдинов не справились с задачей подготовки населения к ликвидации мечети. Деревня забурлила! Некоторые горячие головы призывали к силовому сопротивлению данной акции: — «Мечеть не отдадим, будем стоять стеной вокруг здания столько, сколько понадобится». И вот уже 24 апреля 1962 года, накануне ликвидации мечети, на заседании парткома Зиатдинов С. заявил: — «Я, (надо понимать как население деревни) не готов к закрытию мечети. Ко мне приходят старики и спрашивают о закрытии мечети. Я ничего не мог ответить им». Коммунист Вахитов Харис обвинил Зиатдинова в саботаже решению парткома(ЦДООСО, ф.5910, д.39, оп. 1).
По существу Вахитов, бывший аттестованный в Средней Азии мулла, а ныне коммунист, бывший учитель местной школы, попытался на парткоме переложить ответственность за забурлившие страсти в деревне, на Зиатдинова С.
Ликвидация мечети происходила с размахом войсковой операции. С утра все население деревни и многие жители из соседних деревень собрались на площади у мечети. Нагнали много вооруженных милиционеров из района. Приехало районное начальство. Было много яростных обсуждений на стихийном митинге, но, в конце концов напугав народ уголовно-политическим преследованием в случае противодействия, приглашенная из Усть-Маша марийские плотники начали накидывать трос на минарет и пилить опорные балки на чердаке мечети. Настал момент, чтобы стянуть тросом минарет, а местные трактористы все разбежались от греха подальше. Активный атеист, комсомолец Валиев Маули сел на трактор . Трактор не заводится. Стали искать механика. Механника тоже не нашли. После долгих мытарств, трактор завели, и минарет рухнул вниз. Полумесяц отскочил далеко в сторону и был сразу же спрятан населением (впоследствии загадочно так и исчез). Многие люди не только старшего поколения, но и молодые, откровенно плакали…
Буквально на следующий день здание мечети начали переделывать под сельский клуб. Работали плотники не спеша. Сначала на крыше проем от минарета залатали, с обоих боков здания посередине прорубили широкие двери и в новом проеме старой обшивки из досок оказалось, что сруб здания находится в хорошем состоянии. Нижние венцы были срублены из лиственниц и находились на приличном каменном фундаменте. К тому времени зданию мечети было уже более 100 лет.
Внутри, когда разбирали двойной пол, был обнаружен тайник с прекрасно сохранившимся английским карабином и патронами к нему. Приеехал директор совхоза Заграев и забрал этот арсенал с собой. На следующий день должны были разобрать и второй слой пола. Когда утром плотники пришли, пол уже частично был разобран и из-под него виднелось выложенный из кирпича пустой тайник. Кто вскрыл тайник и что там было – остается неизвестным. По предположению одного из работавших там местного плотника Лукмана это был «…родовой золотой запас братьев Сабировых», который ночью якобы тайно был выкопан старостой мечети Тарханом Магафуровым.
Была в мечети и небольшая библиотека старинных книг на арабском шрифте. Часть библиотеки забрал мулла Сафин, а часть книг к себе забрал Тархан Магафуров. К сожалению, судьба книг этой библиотеки до сих пор не выявлена.
Таким образом, в начале 60-х годов ХХ столетия был ликвидирована последняя мечеть, оплот ислама на территории Свердловской области. Верующие стали молиться по домам.
Вспоминая события давно минувших лет, уместен вопрос – почему так долго коммунисты не решались ликвидировать эту мечеть? По существу вопроса практически все мечети в Свердловской области были ликвидированы еще в 20-30-е года ХХ столетия, а эта просуществовала как культовое сооружение вплоть до 60-х годов.
Ничуть не снижая заслуги самого Сафина Габдрахмана в этом, здесь большую роль играла достаточно высокая религиозность населения самой деревни в те года. Для местных татар ислам всегда оставался идеологическим фундаментом самосознания как нации. И они всегда всеми доступными средствами старались сохранить это наследие. Возможно и то, что наличие работающей мечети в местах компактного проживания татар и башкир, в совокупности с лояльным к Советской власти муллой, позволял КГБ держать под контролем умонастроения этого населения.
В начале 1977 года совхоз «Бугалышский» разделили на два совхоза. В «Бугалышском» оставили село Средний Бугалыш (тат.), Верхний Бугалыш (мар.) и Голенищево (рус). В состав вновь сформированного совхоза «Юбилейный» включили деревни Новый Бугалыш (тат.), Усть-Бугалыш (тат.-баш.), Усть-Маш (рус.-мар.). На сельском сходе население Нового Бугалыша и Усть-Бугалыша просили сформировать отдельный совхоз, но в этом им было отказано по экономическим соображениям. Было предложено на базе Нового Бугалыша сформировать центральное отделение с сельским советом, с почтовым отделением и перспективой строительства средней школы и дома культуры. Однако большая часть старшего поколения выступила категорически против предложенного генерального плана развития совхоза.
Основной причиной был генеральный план развития деревни, который предполагал коренное изменение не только социально-этнического состава населения, но и самое главное – снос здания мечети и строительство на этом месте дома культуры. Есть мнение, что народ надеялся на возвращение мечети для верующих. Возможно, поэтому на всенародном обсуждении предложенный генеральный план был отвергнут, вернее, было предложено существенно его изменить. Власть имущие решили, что легче центральную усадьбу сформировать на базе деревни Усть-Маш, чем пойти на уступки населению Нового Бугалыша. В связи с таким развитием событий в итоге деревня осталась без сельского совета, почтового отделения и средней школы.
В середине 1980-х гг. правление совхоза по требованию верующих передало им здание мечети. Был заново возведен минарет мечети. Юридическую регистрацию в составе РДУМ СО община мечети прошла 10.06.1995, получив порядковый номер 350. Первым председателем религиозной общины стал Зиннат Галиаскаров. С 1982 г. обязанности муллы исполнял Миргазиан Хасанов.
Хасанов Миргазиян Нуруллович (09.07.1921), с. Танып Бардымского района Пермского края). Родился в семье вероучителя медресе с. Танып Нуруллы-хазрата Хасанова. Под руководством отца освоил основы ислама, совершения религиозных обрядов и арабского языка. В связи со ссылкой отца вынужден был переехать в д. Новый Бугалыш Красноуфимского района Свердловской области. Окончил 7 классов школы, работал механизатором, бригадиром тракторной бригады в местном совхозе. С 1982 г. стал неофициальным муллой деревни. В 1993 г. сдал экзамены при ЦДУМ на имама, официально утвержден муфтием РДУМ СО имам-хатыбом мечети д. Новый Бугалыш, способствовал ее реставрации. Старейший из ныне работающих имамов Свердловской области.
По состоянию на март 2009 г. на джумга-намаз собирались 8 чел. Средний возраст был 50-65 лет, но уже по состоянию на 2016 год на намаз собираются только 4 верующих. Обязанности муллы исполняет Хасанов Гафурян – племянник Хасанова Миргазиана, которого не стало в 2010 году.
Источники информации:
Материалы для статистики Красноуфимского уезда Пермской губернии. Казань, 1893. Вып. 3 и 4; Список населенных мест Пермской губернии.1904 г. Пермь, 1905.
Муллануров М. История деревни Средний Бугалыш Красноуфимского района: краеведческий очерк. — Красноуфимск, 1996.
Муллануров М. Родословное дерево (Шажара китабы). Казань, 1999 г.
Старостин С.Н. . Ислам в Свердловской области. — М.: Логос, 2007 — 140 с.
Старостин С.Н. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Екатеринбург, 2012.
М. А. Федорова. О верующих Свердловской области: отчет уполномоченного в совет по делам религиозных культов при правительстве СССР (1954). Оп.: Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. 438 с.
Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI-первой половине XIX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995 г. — 363 с.
Шумилов Е.Н. Башкирское и татарское население Пермского Прикамья в XVI – XVII вв. // Страницы истории Урала. Пермь, 1998. Вып. 3. С. 27 – 36;
Архивные источники:
ЦДООСО, ф.4, оп.37, д.170, л.33.
ЦДООСО, ф.4, оп.36, д.86, л.19.
ЦДООСО, ф.4, оп.37, д.170, л.31.
ЦДООСО, ф.4, оп.43, д.154, л.135,139.
ЦДООСО, ф.4, оп.44, д.153, л.112.
ЦДООСО, ф.4, оп.47, д.129, л.123.
ЦДООСО, ф.4, оп.53, д.111, л.63-85.
ЦДООСО, ф.4, оп.54, д.103, л.102.
ЦДООСО, ф.4, оп.55, д.116, л.73.
ЦДООСО, ф.5910, , оп. 1, д.39.
Источник: http://xn----8sbcch7asjj8c2c2ah.xn--p1ai/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C/